Поселок
(7.8 тыс. жителей), центр района расположен на правом берегу р. Мерла.
Это одно из старейших поселений Слободской Украины, основанное
переселенцами из Корсуня в 1651 г. как опорный пункт для защиты южных
границ Московского государства от татарских набегов. Уже спустя год
здесь построили острог, вокруг которого постепенно выросла слобода, до
1780 г. называвшаяся Красный (т.е. красивый) Кут. До ликвидации
полкового устройства Слобожанщины в 1765 г. это было сотенное местечко
Ахтырского полка, казаки которого участвовали в Крымских и Азовских
походах второй половины XVII в. Несколько раз Красный Кут подвергался
опустошительным набегам татар, а в 1709 г. его разграбили и разрушили
шведские войска. В 1770-1790-х гг. город был центром уезда, где
проживали преимущественно отставные военные. В последующие два
столетия Краснокутск развивался как типичное для этих краев местечко,
в советское время отмеченное обязательными архитектурными атрибутами
небольшого райцентра - зданиями районной администрации, универмага,
кинотеатра, больницы, памятниками «вождям». Среди множества других
подобных поселков Слобожанщины его выделяет знаменитый парк, создание
которого началось в первой половине XIX в, когда на этих землях
отмечался бум помещичьего усадебного строительства. Часть земельных
угодий Петропавловского монастыря были пожалованы отличившемуся в
войне с Турцией (1768— 1774 гг.) полковнику русской армии Н. Каразину.
Парк в с. Основинцы (ныне окраина Краснокутска) в 1809 г. заложил его
сын И. Каразин'по возвращению из двухгодичного путешествия по странам
Европы, откуда привез семена, черенки и саженцы неведомых в этих краях
деревьев.
Небольшое
село Коропово (159 жителей) Змиевского района (так ныне называются
знаменитые Коробовы Хутора), расположено на правом берегу р. Северский
Донец. Оно находится на небольшой террасе, окруженной высоким,
лесистым коренным берегом реки. К югу от села на высоту 60 м
поднимается Казачья гора , более чем на километр вытянувшаяся вдоль
Север-ского Донца. На ее вершине сохранились руины Николаевского
монастыря, основанного в XVII в. первыми переселенцами этих мест. По
преданию, в конце XVIII в. монастырь стал убежищем гонимым властями
запорожским казакам, отчего гора и получила свое название. Еще в 1880-е
годы это самое живописное место Харьковщины облюбовали дачники, а в
1914 г. к северу от села в лесу была заложена биостанция Харьковского
университета, существующая до настоящего времени. В советские годы
здесь часто проводились слеты туристов, была построена профсоюзная
здравница «Коробов Хутор», ворота которой «охраняет» огромный
400-летний дуб. У него и в небольшой живописной березовой рощице у
понтонного моста очень любят фотографироваться молодожены. Свадебные
кортежи со всей области в субботние дни здесь следуют один за другим.
Одни приезжают в Коропово за красивым фото и бокалом шампанского в
удивительно живописном природном окружении, другие отмечают
знаменательное событие в многочисленных ресторанах и кафе. В 1984 г.
лесные массивы на берегах Се-верского Донца были объединены в
крупнейший в области (90.92 км2) ландшафтный заказник Гомольшан-ская
лесная дача.
Второй
по величине и один из старейших городов (54.0 тыс. жителей) региона
областного подчинения и районный центр, расположен на берегах р.
Северский Донец. Здесь река образует огромный 6-километровый меандр,
огибая громадный выступ юрско-меловых пород, создающих вытянутую на
север гору Кременец (218 м над уровнем моря) - одно из самых высоких
мест на Харьковщине. «Изюмский перелаз» - удобное место для переправы
через Северский Донец, расположенный у подножия горы, многие
исследователи связывают со знаменательными событиями в истории
Киевской Руси. Считается, что он был местом битвы Владимира Мономаха с
половцами (1111 г.), и здесь переправлялась дружина Игоря
Святославовича во время своего похода на половцев (1185 г.),
воспетого в «Слове о полку Игореве». Предполагается, что название
города и горы пришли из тюркских языков. Через Изюм («длинная гора»)
проходило восточное ответвление Изюмского шляха, по которому
осуществлялись татарские набеги, а Кременец получил название путем
трансформации от татарского «кер-мен» (укрепление), находившегося на
вершине горы в XIV в. Нынешний город основала небольшая группа
переселенцев, обосновавшаяся на северных склонах Кременца в 1660-е гг.
Они построили крепость, от которой до наших дней сохранилась
жемчужина культовой архитектуры Восточной Украины - Преображенский
собор (1682-1684 гг.) .
Поселок
(10.0 тыс. жителей) и районный центр, расположен на берегах р. Уда,
Его основали в 1677 г. переселенцы из заднепровского поселения
Ми-шурин Рог (ныне Днепропетровская область) под предводительством К.
Федорова. Название город, по-видимому, унаследовал от своего тезки в
Львовской области, откуда была часть переселенцев, но существует еще
одна красивая легенда его происхождения. Согласно ей, во время битвы
под городом в 1680 г. татарский хан потерял золотые шлем и саблю,
утонувшие в реке, трансформировавшиеся в название нового города на
Слобожанщине. В 1677-1681 гг. в Золочеве построили хорошо укрепленный
деревянный острог, вошедший в систему укреплений южных границ
Московского государства. С 1685 г. он становится сотенным местечком
Харьковского полка, казаки которого принимали участие в сражениях с
турками и татарами, в Северной и Семилетней войнах. В 1780 г. Золочев
получает статус центра уезда Харьковского наместничества, здесь
активно развивается торговля, чему способствовали четыре ярмарки в
год, растет население. Во время проведения новой административной
реформы в 1797 г. город перестал быть уездным и до 1923 г. оставался
заштатным. Ныне это типичный районный центр Слобожанщины с
традиционным набором советских архитектурных сооружений, присущих его
статусу.
Небольшое
село (204 жителя) Зми-евского района, расположено на правом берегу р.
Уда у подножия крутого склона долины. Места эти были заселены еще в
скифские времена, о чем свидетельствуют остатки городища и поселения
V—III вв. до н.э. Сохранилось здесь раннеславянское городище (VI-VII
вв.), а нынешнее село у переезда через реку на тракте Харьков - Змиев,
по-видимому, ведет свою историю с XVIII в. Доминирующим сооружением
Водяного является, кажущаяся громадной на фоне скромной сельской
застройки, церковь из красного кирпича (начало ХГХ в.). Это прекрасный
образец т.н. кирпичного стиля культового строительства, довольно
широко распространенного на Слобожанщине в XIX -начале XX вв. В этих
сооружениях определяющую роль играло мастерство каменщиков,
возводивших их, и архитектурные претензии заказчиков. Не самая
вычурная и претенциозная в этом смысле водянская церковь становится
главным сооружением созданного в 1990-е годы Свято-Борисо-Гле-бовского
женского монастыря Украинской православной церкви, пользующегося
большой популярностью у прихожан всей округи.
Крохотное
село (168 жителей) Крас-нокутского района, расположено на правом берегу
р. Мерчик. В начале 1880-х годов сын крестьянина и успешный
сахарозаводчик И. Харитоненко неподалеку от Владимировки у кромки
боровой террасы, покрытой вековым дубовым лесом, основал свою усадьбу,
в честь младшей внучки названную На-тальевкой. Практически на голых
пере-вееваемых ветром речных песках был разбит прекрасный парк и
выстроен комплекс усадебных сооружений. С запада путь в усадьбу
пролегал через ворота, от которых сохранилось два массивных пилона из
песчаниковых блоков. Они украшены стилизованными каменными изваяниями,
известными под названием «бабы», еще пару веков назад в огромном
количестве разбросанными по степным просторам Украины. Намного лучше
сохранились огромные парадные ворота, оформленные в стиле замков
средневековья, за которыми въезжавшие в парк попадали на прекрасную
каштановую аллею. Их в начале XX в. построил будущий академик
архитектуры (1943 г.) А. Щусев, прославившийся после своей работы в
Натальевском имении строительством ряда знаковых сооружений в Москве:
Казанский вокзал, мавзолей В. Ленина, гостиница «Москва» и др. Ему
принадлежит авторство в создании и наиболее известного из
сохранившихся усадебных сооружений -Спасской церкви (1913 г.) . Она
расположена вблизи композиционного центра парка - на стыке вековой
дубравы и насаждений сосны. Церковь с многочисленными каменными
барельефами представляет собой дорогую и эффектно выполненную
стилизацию под древнерусские (псковско-новго-родские) культовые
сооружения. Не случайно именно ее копия олицетво- . ряет русскую
православную церковь, украшая Лазурное побережье Средиземного моря в районе Ниццы.