Смотрим деревянные храмы Харьковской области
![Деревянные храмы Харьковской области](http://kp.ua/upimg/5a3e8f353c90697f8fa8aa939d18ebfb3dd46ab0/135409.jpg)
Деревянные храмы Харьковской области
Если стандартные маршруты летних экскурсий из серии Шаровка –
Натальевка – Краснокутский дендропарк вам уже приелись, не обязательно
в поисках красоты отправляться за границу или даже в другой регион.
Оксана ЯКУШКО. — 16.06.06
В нашей области вопреки времени, войнам и революциям
сохранилось девять совершенно неповторимых соборов XVIII и XIX веков.
Уникальные церкви ни капельки не перекликаются с архитектурой Кижей или
Закарпатья, удивляя своей самобытной красотой архитекторов и
завораживая туристов.
В Ольшанах памятник архитектуры обшили пластиком
Храмы Харьковской области не похожи ни на одно из
известных архитектурных направлений: с виду - очень простые, с высокими
окнами. Все, как один, не боятся непогоды: каждое здание стоит на
кирпичном цоколе – чтобы вода не подмыла. Сейчас старинных деревянных
церквей осталось всего девять, хотя еще несколько лет назад было 12.
Лет 15 назад в селе Писаревка Золочевского района
сгорел огромный дубовый храм (собор-красавец сложили из бревен длиной
19 м!), рассказал «Комсомолке» профессор Харьковской национальной
академии городского хозяйства Владимир Кодин. Судьба старинной церкви
XVII века из села Ледное не менее трагична: ее вначале обложили снаружи
кирпичом, а потом местный поп выбрал все бревна. Деревянная церковь в
Ольшанах пока еще в списке памятников архитектуры, но сколько лет она
простоит еще, специалисты не берутся прогнозировать. Приходской
священник «отреставрировал» храм, исходя из своих представлений о
прекрасном: обшил его пластиком, который разрушает дерево.
- Настоятель Ольшанской церкви сделал это
самовольно, не согласовывая ни с кем, - разводит руками начальник
управления защиты памятников архитектуры в Харьковской области Галина
Черкашина.
Некоторые священники заявляют, что им важнее, чтобы
в храме шли службы, а памятник архитектуры – это вторичное, с грустью
признается женщина.
Переезжали со своими церквями
Хотя строения самобытные, влияние на деревянное
зодчество Слобожанщины, конечно, было, отмечает Владимир Кодин. На
Харьковщину в XVI - XVII веках перебрались россияне и огромное
количество жителей Правобережной Украины - с Подолья, Волыни, из
Черкасс. Если строили новые храмы, то согласно родным традициям.
Случалось, что на новое место переезжали со своими деревянными
церквями, сообщила Черкашина. Например, собор в Куриловке, который
построили в 1822 году, вначале украшал соседнюю Петропавловку.
- А в XVII - XVIII веках на Слобожанщине начали
формироваться новые архитектурные школы деревянного зодчества. Самая
известная - Лиманская, кстати, ее последователь построил деревянный
храм в Новомосковске, - сообщил Кодин.
Здания сохранились, потому что о них забыли
Ни одна из деревянных церквей Слобожанщины не похожа
на другую – форма, размер, окна и даже цвет нигде не повторяются. И все
же изюминки наших краев – это храмы в Ольшанах (1750 г.) и Введенке
(1777 г.), причем дело не только в возрасте, считает
архитектор-реставратор Владимир Лопадько.
- Это очень редкие, слобожанские соборы, народное
зодчество, которое сегодня исчезло на 99 %. Они уцелели чудом, во
многом потому, что о них практически не осталось упоминаний в
официальных документах. На Харьковщине деревянные церкви строили из
дубовых бревен, а сверху обшивали вертикальными досками. Но соборы в
Ольшанах и Введенке почти 150 лет простояли «открытые» - мастера просто
обтесали дубовые балки. А досками их обшили в конце XIX века, - пояснил
Лопадько.
Условно архитекторы делят строения на русские и
украинские. Праздничный Николаевский собор из села Русский Орчик,
украшенный причудливым геометрическим узором, словно перенесенным с
вышиванки, и очень простенькая, но милая и светлая церковь села
Введенки с круглыми окошками – типичный национальный стиль, рассказал
Кодин. В селе Кристищи украинские умельцы сымитировали из дерева
каменное строение.
- Общее у храмов украинского стиля – интерьер. Он
создает телескопический эффект: внутренний объем достигает купола,
словно в ракете находишься. И отменная акустика, - отметил Кодин.
Храм в Боровой, словно сотканный из деревянного
кружева, в 1903 году построили в псевдорусском стиле. Он лишился купола
во время войны, но и без него выглядит, как сказочный дом. Глядя на
Покровский собор из села Берестовенька в Краснокутском районе (его
возвели во второй половине XIX века) даже и не скажешь, что он из
бревен и досок – настолько монументальный.
Дерево впитывает молитвы?
У всех подобных церквей – невероятная энергетика. У
дерева аура, которую оно веками, заметил Кодин. Настоятели старинных
храмов подтверждают – в деревянном соборе служба и вправду в радость.
- Николаевскому храму около 200 лет, он очень
располагает, стоит только переступить порог. А когда служишь, на сердце
становится тепло, - искренне говорит о церкви в Русском Орчике отец
Евгений. – Тут по соседству были еще две деревянных церкви, но их
разобрали. И этот храм хотели, но он уцелел, потому что в нем хранили
зерно.
В деревянном соборе совершенно другой дух, в отличие
от каменного, с ходу заявил настоятель церкви в селе Введенка отец
Иоанн Герчаницкий.
- Раньше строили в нужном месте. Эту церковь возвели
там, где в 1647 году поставили первую. Намоленный храм, с мощным
биополем. Старожилы рассказывают легенду, будто сюда приезжал святой
Иоанн Кронштадский, - сообщил отец Иоанн.
Но есть у старого собора и возрастные особенности: зимой холодно, как на улице – бревенчатые стены обветшали.
- А летом невыносимо жарко – кто-то поставил в
соборе металлическую крышу, и она на солнце накаляется. Но это все
пустяки – служим с удовольствием, - не унывает 71-летний батюшка.
В тему
Харьковчанин построил последний казацкий собор
Деревянный храм в Новомосковске Днепропетровской
области, лебединую песню запорожских казаков (именно его в своем романе
«Собор» воспел Олесь Гончар), построил мастер из Новой Водолаги Аким
Погребняк. В 1773-м запорожцы решили возвести трехпрестольную церковь:
главный престол - во имя Пресвятой Троицы; правый - во имя апостолов
Петра и Павла; левый - во имя трех святителей Василия Великого,
Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Получив грамоту от Киевского
митрополита на возведение храма, купили несколько домов, сломали их и
разобрали существовавшую старую церковь. 2 июня 1775 года, за несколько
дней до уничтожения Запорожской Сечи, место под Свято-Троицкий храм
освятили и начали строить собор. Аким Погребняк, который был
последователем Лиманской школы деревянного зодчества, на собрании
«почтенных батьків» нарисовал проект церкви с девятью куполами на
доске. Запорожцы предложение приняли и доверили харьковчанину
строительство, за которое заплатили 2000 рублей. Кстати, Погребняк
пожертвовал из своего гонорара на возведение шедевра 24 рубля.
Последний храм запорожских казаков строили три года, обошелся он в 16
763 руб. Его автор Аким Погребняк получил Аттестат - своеобразный Знак
качества. В годы «совка» храм закрывали, превращали в музей и даже
минировали.
В тему
Еще 20 лет назад в Харьковскую область туристы
ездили посмотреть на деревянные ветряные мельницы, вспоминает
архитектор-реставратор Владимир Новгородов. Однако сегодня уцелела
только одна, в селе Писаревка.
- Говорят, что из Боровского района увезли деревянный ветряк в Донецкую область, - сообщил Владимир Лопадько.
![Берестовенька](http://kp.ua/upimg/photo/194817.jpg) | Берестовенька |
|
![Куриловка](http://kp.ua/upimg/photo/194819.jpg) | Куриловка |
|
![Никол.ц-вь, Ольшани](http://kp.ua/upimg/photo/194820.jpg) | Никол.ц-вь, Ольшани |
|
![Никол.ц-вь,Русский Орчик](http://kp.ua/upimg/photo/194821.jpg) | Никол.ц-вь,Русский Орчик |
Источник: http://kp.ua/daily/170609/183728/print/ |