Поселок
(1.8 тыс. жителей) Богоду-ховского района, расположен на левом берегу
р. Мерчик Шаровка основана в 1700 г. и более двух столетий находилась
на противоположном берегу речки, в двух километрах от нынешнего села
рядом с крупным помещичьим имением. Его хозяин Л. Кениг вынудил в 1903
г. более 1200 крестьян переселиться в Уфимскую губернию. Там они не
прижились и почти все спустя несколько лет вернулись обратно, но на
месте сожженной Шаровки уже был лес, который помещик присоединил к
своей усадьбе. Пришлось крестьянам построить новое село с тем же
названием на противоположном берегу Мерчика. Усадебный комплекс начал
создаваться на склонах небольшой двухкилометровой балки в начале ХГХ в.
В верхней части ее левого склона был построен дворец, а на остальной
территории (более 50 га) заложен парк. Дворец представляет собой
монументальное двухэтажное строение, выполненное в псевдоготическом
стиле с элементами ренессанса. Две стилизованные под оборонные
симметрично расположенные восьмигранные трехэтажные башни придают
дворцу вид средневекового замка, а белый цвет штукатурки эффектно
выделяет строение на фоне окружающей зелени и голубого неба. Из
других сооружений дворцового ансамбля в разной степени сохранились
беседка, постройки хозяйственного двора и дом лесника, ворота в парк,
композиционно сложная и эффектная лестница, ведущая к мостику между
двумя прудами в днище балки, и парадные ворота со сторожевым домиком .
Один
из старейших городов (33-5 тыс. жителей) региона областного подчинения
и районный центр, расположен на высоком правом берегу р. Север-ский
Донец. Первое поселение здесь возникло в 1617 г., а после поражения
крестьянского восстания 1638 г. сюда переселились около тысячи человек
во главе с гетманом Я. Острянином. Получив помощь от Московского
государства, они вместе с присланными из Курска, Белгорода и Оскола
служивыми людьми во главе с М. Ладыженским построили крепость, ставшую
на некоторое время важным оплотом в обороне южных границ от татарских
набегов. По царскому указу в 1696 г. сюда переселили 1500 калмыков, а
позже привозили пленных пруссаков, поселяли ссыльных и каторжников.
Чугуевцев называли «сведенцами», т.е. людьми разных званий, собранными
из различных мест, что наложило отпечаток даже на административное
управление городом. Русские казаки и калмыки находились под
управлением военного ведомства, боярские дети и служивые люди -
белгородского воеводы, а украинские казаки - харьковского полковника.
В 1662 г. на Чугуевских землях был заложен «государев виноградный сад»,
а в начале XVIII в. к нему добавились плодовый сад и арбузные бахчи,
за которыми ухаживали монахи из Киева и Острожска. Это был в свое время
самый большой сад на территории Украины, где только виноградник
занимал площадь почти 6 га. Постепенно город превратился в крупный
ремесленный и торговый центр Слободской Украины, в котором определяющую
роль продолжали играть военные. В 1817-1857 гг. Чугуев был был центром
шести округов военных поселений, созданных в 1810 г. по указу
российского императора Александра I.
Поселок
(1.8 тыс. жителей) Валков-ского района, расположен на берегах р. Мерчик
Старый Мерчик, как и большинство поселений в этих краях, основан в
1660-е годы. На правом, более крутом берегу реки находится самый
крупный (69 га) и старейший в области парк Считается, что он заложен в
первой четверти XVIII в. и первоначально представлял собой расчищенный
участок естественного векового дубово-ясеневого леса с незатейливыми
парковыми сооружениями. К середине XVIII в. владельцами имения
становятся представители богатого рода Шидловских, члены которого
занимали ведущие административные посты в управлении Харьковским
наместничеством (позже - губернией) и Слободской Украиной. Новые
хозяева приступили к перестройке и расширению усадьбы, на которое ушло
несколько десятилетий. Был построен дворец (1776-1778 гг.), авторство
которого, по мнению различных специалистов и исторических источников,
может принадлежать архитекторам В. Растрелли, В. Баженову и П.
Ярославскому. Исходя из того, что ансамбль дворцовых сооружений
возводился довольно долго, возможно, проекта коснулась рука каждого из
этих мастеров своего дела. Парадный двор усадьбы формировали
приземистые одноэтажные флигели (служившие библиотекой и домом для
гостей). Их однотипные и скромные фасады, обращенные во двор,
подчеркивают внушительность и масштабность центральной части дворца,
представляющего собой продолговатый двухэтажный корпус, мягко
закругленный на торцах . Современники с восторгом описывали дворец и
пейзажный парк, разместившийся на двух крупных холмах, награждая их
всевозможными эпитетами в превосходных степенях.
Село
(545 жителей) Золочевского района, расположено на левом склоне
4-километровой балки, впадающей в р. Рогозянка. До 1922 г. село
называлось Пан-Ивановка, но в честь 200-летия со дня рождения великого
украинского философа, писателя и просветителя Григория Сковороды
(1722-1794 гг.), прожившего здесь последние годы жизни, переименовано в
его честь. Свободолюбивый странствующий философ исходил всю
Слобожанщину, преподавал в Харьковском коллегиуме, жил в монастырях и
помещичьих усадьбах. В Пан-Ивановке в имении помещика А. Коваливского,
отца одного из своих учеников, Г. Сковорода провел последние четыре
года своей бурной жизни. В 1972 г. к 250-летию со дня рождения поэта,
которое под эгидой ЮНЕСКО отмечалось во всем мире, в бывшем усадебном
доме открыт Литературно-мемориальный музей Г. Сковороды. В уютном,
хорошо распланированном и поддерживаемом в идеальном состоянии парке
сохранились памятные места, связанные с великим мыслителем. Это остов
громадного 700-летнего дуба на берегу пруда с памятным знаком (1972 г.
скульпторы Л. Жуковская, Д. Сова) , под сенью которого писал философ,
колодец и огромный деревянный помещичий амбар, на широкой поляне перед
которым проводятся мероприятия, организуемые музеем. Недалеко от
усадебного дома в сквере находится могила Г. Сковороды. На
стилизованном под придорожный камень надгробии (1972 г, скульпторы Д.
Сова, Л. Жуковская) высечена лаконичная и удивительно емкая,
достойная выдающегося философа авторская эпитафия - «Мир ловил меня,
но не поймал».
Под
этим несколько претенциозным названием скрывается огромный природный
комплекс, появившийся на карте области в 1964 г. после сооружения на
Северском Донце Печенежского водохранилища . ^.,ю голубой лентой
вытянулось на север от плотины в поселке Печенеги почти на 70 км до
устья р. Волчьей (Печенежский и Волчанский районы), заняв пойму и
фрагменты низких террас Северского Донца, Ширина искусственного моря в
некоторых местах превышает 3 км, а глубина достигает 20 м. Наиболее
живописен правый берег водохранилища, покрытый густыми
дубово-сосновыми лесами со светлыми вкраплениями березовых рощиц, на
основе которых был создан второй по площади (52,92 км') ландшафтный
заказник Харьковской области - Печенежская лесная дача (1972 г.). На
берегах Печенежского моря множество пансионатов и домов отдыха, а
своеобразным курортным центром является расположенный в средней части
водохранилища поселок Старый Салтов (3.8 тыс. жителей) Вол-чанского
района, где автомобильное шоссе Харьков - Волчанск по двухкилометровой
дамбе связывает оба его берега. На правом высоком берегу водохранилища
у с. Верхний Салтов в 1900 г. были открыты первые памятники городища
(площадью 120 га) Салтов-ской катакомбной культуры (VIII-X вв.),
Село
(3 620 жителей) Краснокут-ского района, расположено на берегах р.
Котельва. Первое упоминание о хуторе Пархомовка датируется 1б88 г.,
когда он вместе с окрестностями принадлежал ахтырскому полковнику И.
Пе-рекрестову. В 1704 г. у провинившегося хозяина отобрали все его
владения, и Пархомовка стала государственным селом, подчиненным
Котельвянской сотне. В 1789 г. императрица Екатерина II подарила
Пархомовку генерал-майору графу Г. Подгоричани. На рубеже XVIII-XIX
вв. его брат возводит здесь большой усадебный дом в стиле
флорентийских дворцов, а на пригорке в 1808 г. по проекту архитектора
П. Ярославского строится усадебная Покровская церковь . Это
своеобразное культовое сооружение в стиле классицизма, в котором в
духе времени трансформированы приемы церковного строительства, в XVI
в. широко использовавшиеся на украинских землях. После Отечественной
войны 1812г. Пархомовское имение переходит в собственность помещика
Вучичевича, потомкам которого принадлежало почти до конца XIX в. При
них в 1872 г. был построен крупный сахарный завод, работающий до
настоящего времени, Пархомовка известна также своим
историко-художественным музеем, ведущим историю с начала 1950-х гг. В
основу его экспозиции положена богатая личная коллекция местного
энтузиаста и страстного любителя изобразительного искусства А. Лунева.
Поселок
(7.0 тыс. жителей) Дергачевского района, расположен на не большом
правом притоке р. Уда. 1 1б50-е годы Ольшаны основали переселенцы из
одноименного села на Киевщине. Их происхождение в некоторой степени
объясняет, почему единственный сохранившийся храм Олыпан выстроенный в
начале ХГХ в., так не похож на другие культовые сооружения
Слобожанщины. Николаевская церковь (1809 г.) практически воссоздает
(хотя и с некоторыми модификациями) присущую для деревянных храмов
Центральной Украины XVII в. трехчастную композицию. Другая
архитектурная достопримечательность появилась в Олыпанах почти через
столетие, когда развитие капиталистических отношений на Харьковщине
привело к созданию на территории губернии серии банковских учреждений.
Город
(22.6 тыс. жителей) Харьковского района, расположен на берегах
одноименной речки. Относительно времени основания города существует
несколько версий, одна из которых предполагает, что Мерефа возникла в
первой половине XVII в, и в ней родился кошевой атаман Запорожской
Сечи И. Сирко. В подтверждение этого на центральной площади города в
годы независимости Украины установили памятник атаману - точную копию
того, что стоит на его могиле в селе Капуловка (1980 г., скульптор В.
Шконда) Днепропетровской области. Но более вероятна версия, что Мерефа,
как и большинство поселений этого района Слобожанщины, возникла в
середине XVII в., а семья атамана и он сам жили здесь некоторое время.
В 1660-1710-е годы. Мерефа, для защиты которой была построена
небольшая деревянная крепость, многократно разрушалась и грабилась
татарскими ордами. Со второй половины XVIII в. здесь развиваются
ремесла и благодаря выгодному географическому положению - торговл В
начале XIX в. в центре Мерефы пост роена церковь Рождества Boropoflf
цы, являющаяся главным городски: храмом до настоящего времени.